Вернуться в раздел «Компания»

Ду ю спик инглиш?

На сегодняшний день английский язык является неотъемлемой частью многих сфер жизни: бизнес, политика, спорт… и конечно, сфера туризма и гостиничного бизнеса. Мы учим язык для учебы, для работы, для путешествий, для личного общения, для чтения и для других не менее интересных и полезных целей. Однако далеко не всегда изучение английского языка идет гладко. Мы учим язык, но в итоге не всегда добиваемся того результата, на который рассчитывали. Почему же так происходит? Возможно, дело в том, что зачастую помимо ошибок чисто технических мы к тому же выбираем стратегии, которые не соответствуют нашим целям, и в итоге получаем не тот результат, который хотели.

«Пусть меня научат»

Репетиторы, курсы, дорогостоящие красочные материалы, подписки на тематические интернет-ресурсы, аудиокниги и т.д. и т.п…. А результата практически нет. К сожалению, совсем нередкая ситуация. В какой-то момент появилась даже своя «теория мирового заговора», гласящая, что все системы изучения языка продуманы так, чтобы люди учились бесконечно, постоянно отдавая свои деньги языковым школам, репетиторам и книжным магазинам. Разумеется, существуют разные по качеству программы и курсы, а универсальных и вовсе нет, но в большинстве случаев причина кроется совсем в другом – заплатив деньги за тот или иной курс, книгу или время с преподавателем, изучающий язык выдыхает и ждет обещанного результата, причем сам не осознавая того, что переложил ответственность на других и полностью потерял контроль над результатом. Стоит ли говорить о том, что данная стратегия является провальной независимо от того, какая цель была поставлена. Как правило, когда человек осознает, в какую ситуацию себя поставил, и принимает решение взять ответственность за результат на себя, даже если для этого придется много работать, успехи не заставляют себя ждать.

Стратегия форсирования

Взять язык штурмом  по методике «английский за 2 недели», «английский за 24 часа», как нам обещают многочисленные издания, - идея заманчивая, но безнадежная, если Вы не языковой гений и действительно начинающий. Данный факт необходимо принять просто как данность. Однако подобные издания могут быть полезны тем, кто долго учил язык и нуждается в материале, который поможет освежить вспомнить давно забытое или структурировать знания. Если же структурировать и вспоминать пока особо нечего, стоит потратить время и спокойно в комфортном для собственного мозга темпе изучить все необходимые аспекты.

 

 «Разделяй и властвуй»

Среди начинающих изучать язык всегда есть те, кто намерен методично «разложить все по полочкам», разбить весь материал на таблички и схемы и таким образом освоить язык. Особенно к такому способу тяготеют люди с так называемым «математическим» складом  ума. Справедливости ради стоит заметить, что люди с таким складом ума часто оказываются специалистами технических областей, которые изучают английский язык для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность читать специализированную литературу, и именно для этой цели подобный подход в начале изучения себя оправдывает, т.к. позволяет получить общее представление о грамматике языка без отвлечения на особенности разговорного языка, произношения, на проработку навыка аудирования и всего того, что оказывает минимальное влияние на способность чтения технической литературы. Однако если у Вас в планах освоить язык для разностороннего использования, и в том числе для разговорного общения, то подобный подход окажется не самым эффективным. Во-первых – скорость реагирования в реальном общении подразумевает отсутствие времени, чтобы вспомнить соответствующее правило или схему. Легко воспринимать живой язык и реагировать с адекватной скоростью научит только длительная и обширная практика.

Во-вторых, достаточно много нюансов употребления лексики, грамматики  и т.п. сложно адекватно описать правилами и схемами. Изучать и запоминать их опять-таки придется через «проработку языкового материала» - реальных разговорных ситуаций, художественных и публицистических текстов, фильмов и т.п.

«По стопам классиков»

Некоторые из изучающих английский язык делают это в первую очередь для того, чтобы иметь возможность читать англоязычную классическую литературу в оригинале. При такой постановке цели ученикам обычно свойственен некоторый «пуризм», а изучение таких составляющих языка, как современные разговорные выражения, сленг, произношение, некоторые особенности грамматики разговорной речи и даже такие аспекты как аудирование, оказывается не в приоритете. Если учитывать поставленную цель, то в подобном подходе нет ничего плохого, однако если в будущем потребуется использовать язык для других целей, можно обнаружить, что знания классического литературного языка для них недостаточно.

 

Коммуникативный метод

Постигать язык через общение, идти в ногу со временем, быстро ловить все изменения, происходящие в языке, и знать, что такое «живой» современный язык - это, несомненно, здорово. Однако в погоне за быстро меняющимся сленгом, разговорной лексикой и такими явлениями, как «ломаная» грамматика и т.п. некоторые забывают, что разговорный стиль не всегда уместен, и теряют ощущение того, что в некоторых ситуациях стоит придерживаться более формальной лексики и избегать определенных выражений и конструкций, чтобы не выглядеть неадекватно. Изучение языка исключительно по «коммуникативной» методике через живое общение без изучения каких-либо правил для многих также оказывается просто неэффективным, т.к. далеко не все обладают достаточной языковой интуицией, чтобы освоить грамматику языка, не изучая никаких правил вообще.

 

Напоследок хотелось бы поделиться некоторыми советами, которые лично мне помогли сделать переоценку своего отношения к изучению английского языка на некоторых этапах:

Если Вы учите язык для каких-то внешних целей – для работы, учебы и т.п., постарайтесь найти свою личную мотивацию и интерес в том, что Вы делаете. Вспомните про любимый фильм, который Вы сможете посмотреть в оригинале, книгу, которую сможете прочитать, представьте, как будете общаться с людьми из других стран. Пока Вы учите язык для кого-то и для чего-то, над Вами будет довлеть «надо» вместо «хочу». А то, что мы хотим, мы осваиваем намного быстрее и с большим удовольствием.

Не бойтесь забить память чем-то якобы ненужным. Как ни парадоксально, наш мозг запоминает новую информацию лучше, если ей есть, за что цепляться. Другими словами, у Вас больше шансов выучить несколько новых слов вместе с контекстом, в котором Вы их встретили, нежели просто список этих слов, выписанных на листочек, хотя информации во втором случае может быть намного меньше.

Относитесь к освоению языка как к процессу постоянного совершенствования. Цель в формулировке «выучить язык» неизбежно приведет к замешательству в какой-то момент, т.к. никто еще не понял, по достижении какого уровня можно сказать, что язык выучен. Главное – воспринимать это с оптимистичной точки зрения, ведь это так замечательно, когда в жизни есть что-то, что можно постигать практически бесконечно.

Контакты
  • Санкт-Петербург,
    пер. Ульяны Громовой, 5
    м. Площадь Восстания